Когда я пользуюсь каким-то инструментом, например, ем ложкой, инструмент становится продолжением моего тела, я подсознательно включаю его во внутреннюю карту своего тела, чтобы координировать движения мышц. Когда я управляю автомобилем, внутренняя карта границ моего тела расширяется до размеров машины, чтобы я мог подсознательно оценивать габариты. Если я управляю другими людьми (будучи, скажем, начальником), карта моего тела подсознательно захватывает тела подчинённых, чтобы эффективно координировать совместные движения. Тренированные бойцы включают в свои карты тела противников, чтобы предугадывать их выпады и оценивать расстояние удара.
В созависимых отношениях мы опираемся на привычные карты, включающие партнёров. Когда эти карты устаревают (если они вообще когда-либо напоминали реальность) и ожидаемые реакции перестают соответствовать реальным действиям близких нам людей, мы испытываем сильный дискомфорт...
Некоторые люди похожи на рыбу-шар
Я не про внешний вид. Для кого рыба-шар раздувается? Для других, чтобы в их глазах выглядеть большой и важной. Эмоциональное тело человека, назовём его телом боли и телом наслаждения, обычно спрятано внутри множества образов, в которые мы одеваемся, чтобы соответствовать «ожиданиям других людей», «потому, что так принято в обществе» и по множеству других причин. Раздутый шар защищает от боли: удары внешних сил не причиняют боли. Но и радости общение с окружающими не приносит, поскольку тело наслаждения спрятано так же глубоко.
Стыд мотивирует быть крутым. Крутизна и нежность кажутся несовместимыми.
Какое качество нежность может противопоставить крутизне?
Есть две противоположности и функция селф, которая выбирает наилучший компромисс между ними в каждый момент времени.
Ребёнок приходит к маме за нежностью, чем смущает мать. Та стыдит ребёнка. Ребёнок видит: чтобы получить нежность, надо выполнить мамино задание, стать крутым, вызывающим не осуждение, а уважение или страх. Выковывает себе непробиваемые доспехи для защиты от жизненных невзгод. А нежность - про беззащитность и уязвимость...
Простой обман.
На самом примитивном уровне нейронная сеть вырабатывает либо подкрепляющий, либо отрицающий сигнал в качестве реакции на изменение, произошедшее с организмом. Подкрепляющий сигнал на поступление в организм пищи должен выдаваться на основе её питательности. Питательность может быть объективно оценена только после полного усвоения, т.е. через несколько часов, а то и дней после приёма пищи, а оценка жизненно необходима ещё до её приема внутрь, поэтому в качестве критериев используются вторичные признаки: внешний вид, запах и т.д. В процессе знакомства с новой пищей и её переваривания происходит адаптация этого механизма, но факт в том, что нейромедиаторы, отвечающие за наслаждение начинают вырабатываться задолго до реального анализа ценности съеденного на клеточном уровне.
Получается, что организм испытывает наслаждение не тогда, когда составляющим его органам и клеткам становится "хорошо", а гораздо раньше, от предвкушения, что органам и клеткам станет хорошо в будущем. То есть, организм создаёт для себя иллюзию и реально наслаждается именно иллюзией, но лишь через несколько часов или дней получает возможность проверить свою правоту. А может и не проверить, или связать расстройство пищеварительного тракта с одним видом пищи, хотя вызвано оно было совсем другим ("выпил литр водки, а потом отравился печеньем"). Ведь убедить себя можно в чём угодно...
«Я не знаю, чего я хочу, мне плохо! Просто побудь рядом со мной.»
«Я не знаю, чего я хочу, и мне хорошо! Просто побудь рядом со мной.»
«Я не понимаю, как мне, но знаю, чего хочу: просто побудь рядом со мной.»
Можно ли попросить об этом неизвестного человека? Случайного встречного. Нет? А каким должен быть «подходящий» человек? Как найти его? Как подойти и сказать о своём желании стать ему близким? Что входит в понятие «близость» с другим человеком?
Как научиться просто быть друг с другом?
Находить себя рядом с другим и не просить ничего. Просто молчать. Испытывать радость от присутствия, не пытаясь извлечь из этого какую-то другую пользу. Не решать вопросы, не делать дела, просто быть рядом вместе.
Разговаривая сами с собой, мы создаём пару для общения. Внутренний диалог.
В обстановке тревожности и неопределённости часто звучит вопрос "зачем делать что-то для будущего, если не ясно, каким оно вообще будет?"
Если обратиться к подсознательной стороне этого вопроса, проявляющей себя в обычной жизни, выглядит так: жалко терять ценности жизни, поэтому сама жизнь должна потерять свою ценность, чтобы не испытывать сожаления от возможных потерь.
Чтобы не скучать по вкусу деликатесов, не стоит вообще ими себя баловать. Для этого можно, скажем, убедить себя в пользе "здорового" (лишённого вкуса) питания. Лекарства всегда горькие, не так ли?
Безвкусная еда не обращает на себя внимания, "не цепляет", превращаясь из праздника в "поддержание уровня калорий". Автоматическая привычка запить бутерброд чаем по дороге из постели на работу. С годами возможностей для удивления чем-то новым становится всё меньше - такова естественная природа живых организмов - экономить ресурсы внимания, отбрасывая всё, что не представляет опасности для жизни...
То же самое происходит и с жизнью: она обрастает массой удобных привычек, позволяющих не задумываться о её течении. Привычки замечательны тем, что отрабатываются быстро, эффективно, не отвлекая драгоценных ресурсов от мониторинга потенциальных неприятностей. Отслеживать "приятности" становится не только невыгодно, но и опасно - привыкнешь к чему-то хорошему, потом потеряешь к нему доступ и будешь жалеть. Жизнь перестаёт быть заметной.
Сколько раз нужно услышать кукушку в лесу
(чтобы продолжать жить?)
Достаточно одного раза - чтобы на следующий год вновь придти в лес и услышать кукушку.
Можно сразу набрать побольше, про запас, чтобы не возвращаться в лес много лет. А какова жизнь без неумолкающего щебетания птиц и аромата разогретой на солнце хвои?
Есть танец для передачи информации и взаимодействия с обществом "танец персоны". Пчёлы сообщают сородичам медоносные маршруты при помощи танца, храмовые танцовщицы погружают зрителей в переживания древних героев, артисты балета передают чувства едва уловимыми изменениями позы...
Есть танец взаимодействия с реальностью, "танец ид". Он не направлен на постороннего зрителя. Тело становится проводником энергии, погружаясь в поток ритма мелодии. Он позволяет перевести внимание с себя на всеобщую игру бытия, состоящего из всех наших жизней. Есть что-то шаманское и очень древнее в этом танце.
Есть танец, объединяющий информационный и энергетический потоки, танец творчества, "танец self".
Это танец не для общества и не просто для себя. Исполнитель становится творцом. Творческий танец - процесс управления силой ид с помощью знаний персоны. Танец парный. Парный с кем?
Роскошь - возможность совершать ошибки
Только так появляется шанс пробовать новое и искать лучшие варианты.
В режиме "выживания" отсутствует возможность эксперимента.
"Не получилось? - Расслабься - нет причин расстраиваться!" - слова истинной внутренней роскоши.
Детская игра - это роскошь.
Это не сказка, скорее попытка подобрать современную метафору к тому, как можно преспокойно проходить мимо очевидных вещей.
Представьте, что у Вас есть фильмотека, которую Вы собираете много лет. Не все фильмы удалось посмотреть сразу, какие-то ещё ждут "своего часа". За последние несколько лет в мире появилось несколько служб, предназначенных для систематизирования фильмотек. Они сканируют базы Ваших фильмов и подбирают к ним описания и ярлыки на основе своих обширных баз. Искать нужный фильм становится гораздо проще по ключевым словам, именам актеров и наглядным картинкам. Наиболее популярные картины содержат массу дополнительной информации - рецензии и комментарии, списки забавных киноляпов, историю создания, список исключённых эпизодов... Допустим, что в Вашей фильмотеке есть редкие, очень старые ленты или фильмы неинтересные для широкой публики. В базе данных сервиса систематизации для них не найдется нужных записей и категорий. Возможно, актёры, занятые в этих фильмах, больше не снимались в кино. Представление этих картин в Вашем каталоге будет настолько невзрачным и неинформативным, что продвинутый сервис может решить и вовсе не показывать такие записи - раз никто о них не знает и не отзывается, эти ленты не стоят внимания...
Сначала мне стало грустно, потом смешно, потом страшно.
Вся семья собралась за ужином. По телевизору показывали шлягеры прошлых лет. Начался клип Джорджа Харрисона «Got My Mind Set on You». «О!» - вспомнил я: «Сейчас будет прикольный суслик!». Поглядываю краем глаза на экран, уже под конец клипа вижу этого несчастного суслика с размытым передним планом. И понимаю. У Харрисона неживые предметы подпевают и пляшут в такт песне. Чучело суслика играет на курительной трубке как на трубе. Они вымарали трубку! Чучело суслика даже не человек, оно не курит, а играет, из трубки не идёт дым... Я уже давно не курю и бурчу на окружающих даже за айкосы . Но мне грустно, когда у меня так ненавязчиво крадут истории моей юности. Хотел детям показать, а нечего. Интересно, в фильмах про индейцев тоже так? Они теперь, когда мирятся, с важным видом посасыватют размытые предметы, напоминающие о застенчивом японском порно? Или мирные сцены вовсе повырезали, оставив только мордобой?
Ситуация нелепая, да и случается сплошь и рядом... Я помню как старые советские мультики переозвучивали с каким-то дешёвым синтезатором, так что смотреть было противно... Вопрос в том, кто это делает. Страшно мне стало от одной фантазии. Я не знаю реальную историю глумления над клипом Харрисона - дело ли это рук человека, или нелюди, скрывающейся под гордым названием «искусственный интеллект»? Человека можно понять: выслужиться решил, перестарался. А с нелюдью и понимать нечего: была задача убирать из видеоряда курительные принадлежности - получите, что просили. И проверять никто не станет.
Мы всё реже общаемся с живыми людьми, которые могут нас понять, и всё чаще с нелюдью, которая старательно делает вид, что нас понимает. Что будет дальше? Почему моим восприятием заправляет безучастная машина? Обычно памятники воздвигают в честь высот человеческих достижений. Я вспоминаю другой - мемориал жертвам Холокоста в Берлине - напоминание о бездне человеческого безразличия к судьбам неблизких людей. Со стороны - всё абсолютно «нормально». Путешествие вниз легко и незаметно. Только стоит побывать там промозглой зимней ночью...
А для нелюди мы все неблизкие.
Пусть это прозвучит прямолинейно, но встречи нужны для решения задач. Я пытаюсь свести типы этих задач к минимуму, пока получается три: взять, отдать и со-творить. Первые два присущи нам с рождения как вдох и выдох, это наша первая, постоянная и последняя встреча с миром. Со-творчество позволяет принести в мир что-то новое, создать то, чего раньше не было.
Любовь - это обратная связь, ожидание встречи
Я постоянно помню и думаю о любимом человеке, я беспокоюсь и переживаю о нём.
Любовь к своему телу включает тело в процесс мышления. Я начинаю думать и беспокоиться о своём теле, ждать встречи с ним, мне нравится та обратная связь, которую я получаю от него - я жду эту обратную связь.
Я начинаю думать всем телом. Связка "мысль - действие - результат" наполняется ожиданием и смыслом, мои действия становятся не просто осознаваемыми, но ожидаемыми и любимыми.
Осенняя листва, ветки, накопившаяся за лето грязь запрудили ручей. А тут ещё как на зло старая береза, отяжелев от осенних дождей, покачнулась под порывом ветра и рухнула прямо поперек русла ручья. Течение воды остановилось. Ручей стал крутиться на одном месте возле запруды, не зная, куда ему деть всю свою воду. Тело ручья росло и разбухало. Вода поднималась всё выше, пока, наконец, едва державшийся комок глины соскользнул по слою прелых листьев, и дал начало новому руслу ручья. Вода хлынула в этот узенький проход, расширила его, вымыла всю грязь, ветви и листья, и устремилась дальше. Ручей выбрал для себя новый путь.
- мне хочется сделать для себя что-то приятное,
- мне забавно быть смешным
Отличие пары от индивидуума и сообщества
Пара, это не семья. Семья больше пары, пара может образовать семью, но свойства семьи и пары различны. Общественные и родовые правила, распространяющиеся на минимальную ячейку общества из 7 человек (родители мужа и жены, сама пара, их ребенок или дети) к паре не относятся, у пары могут быть свои правила и законы, не общественные, а парные.
В старославянском языке было двойственное число (единичное, двойственное, множественное). Рудиментом его существования осталось "странное" склонение некоторых "парных" понятий, например, "глаза". В древности человек мог быть один, парой или во множестве. Для пары даже в языке были особые правила.
Бывает, что человек сталкивается с проблемой; а бывает так, что проблема встречается с человеком и просит, чтобы он нашёл для нее решение. Человек берет эту проблему на свои руки, ходит с ней, думает, как помочь ей разрешить себя. Находит решение - проблема с благодарностью исчезает, оставляя человека с новым опытом для решения всех подобных проблем. Другим людям, на которых наталкиваются такие же проблемы, становится проще - человек проложил для них хороший путь! Если не может человек сам найти решение, то обращается за помощью к другому. Проблема подсказывает ему, кого и когда выбрать в помощники.
Прошлое, настоящее, будущее
Прошлое - настоящее - будущее
Сожаление - боль - страх
Благодарность - наслаждение - предвкушение
Еду в поезде. Напротив семейная пара. Он храпит на верхней полке, она, смущаясь за мужа, стучит ему снизу. "Всё нормально", говорю: "я тоже храплю". Успокоившись, на автомате заносит руку, чтобы стукнуть... и нежно прикладывает руку к полке.
Когда о любви говорить не принято, достаточно погладить полку.
Упорядоченность и неразбериха
В момент насыщения поля идеями (вариантами решений) существует неразбериха, когда приходит момент ясности, все идеи укладываются "как надо" в элегантные решения. Время неразберихи нужно как аккумулятор идей, без них в момент ясности укладывать будет просто нечего!
Зависимые и созависимые отношения... Отношения - это всегда зависимость. Чтобы взаимодействовать с внешним миром, всем живым существам приходится устанавливать связи с объектами внешнего мира. Это необходимо как для получения чего-то от мира, так и для отдачи во внешний мир. После использования связи необходимо закрывать (прекращать), поскольку связь - это энергозатратный ресурс. Чем больше связей одновременно «держат» человека, тем неповоротливей он становится, тем сложнее ему эффективно взаимодействовать с миром. Есть связи, которыми мы дорожим, есть навязанные нам связи, и есть понятие внутренней силы: когда её много, разрывать и создавать связи легко, когда этого ресурса мало, нам приходится довольствоваться теми связями, которые уже есть у нас, не помышляя о новизне. Есть жизненно необходимые связи, например, воздух - без постоянного взаимодействия с этим ресурсом нам не протянуть и часу, есть абсолютно ненужные паразитные связи (к примеру, всё, что навязывает нам реклама). Думаю, что независимость, это не полное отсутствие связей с внешним миром, а свобода создавать и разрывать их по мере необходимости. Взаимные отношения живых существ всегда созависимы.
Способ разорвать отработанную, ставшую ненужной связь. Если других способов нет, самый эффективный способ очистки от устаревшего мусора. К сожалению, при этом способе вместе с водой выбрасывается и дитя, не происходит обогащения опытом и удовлетворения.
Это как дыхание. Нельзя только вдыхать - лопнешь. Нельзя только отдавать свою энергию миру, нужно переключаться в режим потребления, «баловать себя подарками». Опять же, закрывать «отдающие» связи и включать «принимающие».
Одиночество, отчаяние, отвержение. Стадия творчества
Попал в это состояние. Находится в нём было ужасно тяжело, но полезно для меня, потому что я, похоже, нашел для него место в своей жизни. Можно представить, что человек является проводником энергии. Чтобы создать что-то новое, нужно взять «старую» энергию и направить её в новое русло. Оторвать от старых связей, поместить внутрь себя, а потом уже направить на новое. Сделать вдох, задержать дыхание, потом выдохнуть. В момент вдоха старые связи этой энергии обрываются, я чувствую крушение привычного мира, мне кажется, что близкие люди отворачиваются и не могут меня понять. Когда я задерживаю дыхание, я одинок - я не связан ни с прошлым, ни с будущим, меня переполняет энергия которую я не могу никуда применить, для меня она очень агрессивна, может меня разорвать. И только когда я нахожу возможность для выдоха во что-то новое, приходит облегчение, понимание и принятие. Так для меня работает процесс творчества. Для меня это всегда связано с прохождением через боль. Можно принять обезболивающую таблетку, но тогда энергия просто растворится,и творчество станет невозможным. Когда я увидел, что эта боль не напрасна, мне стало гораздо легче, для неё появилось место. Она стала уместной.